Самые холодные месяцы года как всегда неожиданно пришли к петербургским коммунальщикам, заставив срочно искать специалистов по очистки кровель от снега. По данным комитета по благоустройству, сейчас чистить городские крыши могут 525 квалифицированных работников-верхолазов, и в ближайшей перспективе – до 1 декабря, нужны еще 200 человек, которые будут своевременно сбрасывать снег и лед. 

Верхолазов экстренно ищут каждый ноябрь, и профильному комитету Смольного нечасто удается укомплектовать штат до того, как стихия вступит в свои права. Редкая неделя зимой обходится без новостей о глыбах льда, сорвавшихся на прохожих или на припаркованный под окнами автомобиль.

Но многие петербургские крыши несут опасность и для тех, кто живет под ними, а причина такого положения дел – некачественный или незавершенный кровельный ремонт. Похолодание до -10, обещанное синоптиками в последние ноябрьские выходные, указывает, что с лавиной проблем горожанам предстоит столкнуться уже совсем скоро.

Разруха идет по крышам 

Каждый, кто помнит школьный курс физики понимает, что в доме с худой крышей не может быть достаточно тепло, как бы ни топили: весь теплый воздух уходит вверх черезпрорехи и лакуны — «мостики холода», не встречая препятствий. Сухо также не может быть из-за протечек и конденсата, который образуется из-за холодного воздуха, что «забирается» внутрь отапливаемой квартиры. 

Людям и домашним животным жить в холоде и сыростигрустно, зато для плесени такой микроклимат идеален. Сизо-черный грибок, покрывающий жутковатыми узорами стены и потолок, не просто уродует интерьер, навевая мрачные ассоциации. Это сильный аллерген и токсин, из-за которого люди могут чувствовать себя плохо и болеть, сообщает Роспотребнадзор. Вредит плесень и самим зданиям, ускоряя разрушение конструкций из дерева и гипсовой штукатурки внутри. 

Естественно, петербуржцы покупают дополнительные обогреватели, не желая мерзнуть в сырых зданиях. В свою очередь, это создает дополнительные опасности возгораний, и приводит к росту потребления электроэнергии. Так ненадежная крыша истончает и бюджет тех, кто под ней живет.

Всего острее проблема стоит в зданиях рубежа XIX-XX веков в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском районах. Архитектура модерна предполагает причудливые многоплоскостные формы кровель, которые труднее ремонтировать. Многие мансарды в таких домах жилые, следовательно, их обитателям приходится много лет мириться с холодом, плесенью и прочими бедами. О сохранности уникальной отделки на таком фоне думать и не приходится.

Особенности петербургской зимы с ее частыми перепадами температур умножают проблемы: если в «минус» людям под худой крышей просто холодно, то в «плюс» их еще и заливает. После нового похолодания вода, заполнившая все впадины, замерзает, расширяясь. С каждым новым кругом «холод-тепло-холод» разрушения множатся, что ускоряет порчу фасадов.

Текут, шуршат и летают

Журналисты подсчитали, что в городе около 1140 зданий с крышами в неудовлетворительном состоянии по состоянию на ноябрь, следовательно, терпеть дискомфорт будут более 10 тысяч семей. По данным СМИ, в сезон 2021 удалосьполностью отремонтировать крыши всего в 75 зданиях из запланированных 409-ти. 

На сайте «Наш Санкт-Петербург», созданного по инициативе Смольного, регулярно жалуются на протечки и неудобства. 

Иногда люди чинят кровлю самостоятельно за свой счет, однако коммунальщики не стесняются включать такие крыши в свои рабочие отчеты, к возмущению жителей.


По состоянию на 25 ноября на портале размещены 834 жалобы на состояние кровли. Летом, по данным на начало августа, в 43 домах дождем залило 85 квартир и помещений. Лидером по пострадавшим стал Приморский район — 17 квартир в 9 домах.

Ветер – такой же постоянный спутник жизни в городе на Неве, и столь же губителен для крыш.  В конце октября он сорвал лист с крыши дома на Загородном проспекте, 26 – никто не пострадал чудом. На Васильевском острове кровельный лист «парил» над мостовой, повиснув на проводах, чудом не сорвавшись с них до приезда МЧС. Примерно в то же время жильцы дома №3 на улице Рубинштейна жаловались, что кровельный лист несколько дней болтается, издает страшноватые звуки, из-за которых невозможно спать.

Человеческий фактор вредит петербургским крышам столь же сильно, как и стихия. Наиболее яркий пример — дом Чубакова на набережной Карповки, 30. Это памятник архитектуры регионального значения, сильно пострадавший в сентябре из-за пожара.  Рабочие подрядчика, нанятого ФКР, чинили кровлю в украшающей дом башне, где по неизвестной пока причине произошло возгорание. Открыто уголовное дело: руководство компании «Мастер Руф» подозревают в недостаточном обеспечении безопасности на объекте.

Здание удалось спасти, и люди не пострадали. Но в октябре дом без крыши стал замерзать. Жители 25 квартир обратились к губернатору Александру Беглову с личной просьбой починить их кровлю вне очереди и как можно скорее, чтобы не дать замерзнуть «как в блокадном Ленинграде».

«Дом стоит без крыши и без чердака, вода стоит на уровне пяти сантиметров. Нам сказали, что проект ремонта будут принимать лишь в мае, но до этого времени дом просто не доживет», — объясняли главе города жильцы.

Губернатор обещал взять кризисную ситуацию под личный контроль. Но Петр Погребняк, тогда возглавлявший ФКР, был слишком занят ссорой с журналистами, оспорившими его слова, что на объекте в день пожара не было работников чинившей кровлю компании. В доме на Карповке не начались работы, как не начались они и в домах, где люди жаловались на протечки, а проверка установила необходимость ремонта кровли прямо сейчас.

Новый глава Жилищного комитета Олег Зотов объяснял, что квалифицированных кровельщиков, способных ремонтировать крыши качественно, Петербургу очень не хватает, и пока что нет возможности обучить больше людей.

Прозвучавший во время первого обсуждения в ЗакС бюджета города на 2022 и плановые 2023-2024 годы, вопрос вице-губернатора Эдуарда Батанова о причинах остатка на счетах ФКР более 3 млрд рублей по итогам года, не выполнив план по ремонту домов, повис без должного ответа.

Контрольно-счетная палата, выяснившая нецелевое расходование средств в фонде по итогам проверки материалов 2018-2020 года, также указывала, что администрация Беглова плохо контролирует работу фонда, из-за чего страдает уровень организации работ по обслуживанию зданий: к осени план по капремонту выполнили всего на 65%.

Сейчас Погребняк и вовсе намерен покинуть пост, бросив многострадальные крыши (а также фасады, лестницы, окна и подвалы) Петербурга.

Как Смольный и ФКР намерены укреплять дырявые и шаткие крыши города пока неизвестно, но факт остается фактом: очень многим петербуржцам придется пережить холодную и некомфортную зиму под худыми крышами во многом потому, что Смольный предпочел «крышевать» нерадивых чиновников до последнего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *