Великого советского композитора, пианиста, дирижера, героя Социалистического Труда Дмитрия Дмитриевича Шостаковича война застала на его рабочем месте, а именно в консерватории. Как любой советский человек, воспитанный на глубоком чувстве патриотизма, Шостакович не раз просил отправить его на фронт, однако военком ему все время отказывал, мотивируя это тем, что на войне Шостакович пригодится больше как музыкант. Но всё же Дмитрий Дмитриевич настоял на своём и был зачислен в войска противовоздушной обороны.  Шостакович не только активно принимал участие в обороне Ленинграда, сооружая противотанковые укрепления и работая пожарным-добровольцем, но и находил время на написание музыки.

Работу над легендарной симфонией № 7 Шостакович начал в первые месяцы войны в осажденном Ленинграде. Внутреннее чутье подсказывало композитору,  что необходимо создать не просто мелодию, а гениальное музыкальное произведение, способное затронуть каждого человека и пробудить в нём чувство торжества и свободы. Дмитрий Дмитриевич вспоминал: «С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников… Моим оружием была музыка».

Первую часть симфонии композитор успел завершить до наступления блокады, 3 сентября, а уже 8 сентября блокадное кольцо замкнулось. Вторую и третью часть Шостакович завершил в конце сентября. Такая стремительность была не случайной. Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал и не ел и отрывался от сочинения только тогда,  когда дежурил при возникновении воздушных тревог».

Заключительная, четвертая часть композиции, которая по замыслу должна являть собой окончательное торжество добра над злом, далась Шостаковичу сложнее остальных. Во-первых, война очень серьезно повлияла на психологическое и моральное состояние композитора, поскольку в начале войны советские войска несли колоссальные потери и постоянно отступали. Во-вторых, мать и сестра музыканта остались в осажденном Ленинграде, что, естественно,  тревожило и мучило Шостаковича.  Несмотря на такие тяжелые моменты, композитор нашел в себе силы закончить произведение на оптимистической ноте. Финальная часть была написана 27 декабря в Куйбышеве, куда Дмитрий Дмитриевич был эвакуирован.

Впервые великое творение было исполнено в Куйбышеве 5 марта 1942 года оркестром Большого театра. Исполнение транслировалось по радио на территории СССР и других стран. Через год после нападения Германии на СССР, 22 июня 1942 года, состоялось исполнение симфонии № 7 Шостаковича в Лондоне, затем и в Америке.

Важнейшее значение придавалось исполнению шедевра в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года состоялась Ленинградская премьера Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича. Музыканты большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, с обвисшей от голода одеждой, но преисполненные мужества и силы, совершили подвиг, поднимая дух жителей блокадного города и всех граждан страны. Музыка звучала не только в зале филармонии, но и по громкоговорителям и радио. Пока звучала музыка, силы артиллерии по приказу командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова не давали ни малейшей возможности фашистам сбрасывать бомбы и обстреливать город. Данная операция получила название «Шквал». Стоит отметить, что 9 августа выбрали не случайно. Дело в том, что немецкое командование планировало полностью расправиться с городом на Неве именно 9 августа. 

Музыка оказывала невероятное психологическое воздействие на слушателей: некоторые при исполнении темы нашествия рыдали и даже падали в обморок. Скрипач и дирижёр Давид Ойстрах говорил о том, что во время войны эта симфония действительно звучала как «пророческое утверждение победы над фашизмом», «поэтическое обобщение патриотических чувств народа, его веры в торжество гуманизма и света».

Трансляцию слышали и оккупанты в окопах. Немцы были шокированы и искренне не могли поверить в то, что музыка звучит из города, который они считали уничтоженным и практически порабощенным. Именно в тот день враги поняли, что не смогут победить в войне с народом, преодолевшим голод, страх и смерть. Один из немцев после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть всё: и голод и смерть».

В городе Санкт-Петербурге в 1997 году был установлен памятник-бюст композитору Д. Д. Шостаковичу во дворе дома, где композитор жил и работал в начале блокады города, где создавалась знаменитая Седьмая («Ленинградская») симфония.

Также в 2009 году состоялось открытие монумента, увековечившего образ композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Он расположен на пересечении улицы Шостаковича и проспекта Энгельса. Шостакович изображен в момент творчества — сидящий на скамейке и окруженный нотными альбомами, он словно сочиняет Седьмую (Ленинградскую) симфонию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *