Этот материал мог бы называться «Как в Петербурге приняли фильм Вызов», но это была бы ложная интрига в заголовке. Приняли восторженно, и это ясно каждому, кто был в кинозале или хотя бы рядом! Но это можно было спрогнозировать. Фильм ждали с огромным нетерпением, смотрели с замиранием сердца, и вовсе не из-за спецэффектов! Первое кино в мире, снятое в космосе, и, что важнее, наше, русское, настоящий суперблокбастер Первого канала, готовили к выходу на экраны полтора года, с октября 2021-го, когда состоялся полет того самого «киноэкипажа» актрисы Юлии Пересильд и режиссера Клима Шипенко. И вот, наконец дождались.

Нетерпение публики, конечно, сильно подогревало медиапространство: репортажи о полете не только Первого канала, который выпустил фильм, но и всех остальных, стали главной новостью на полторы недели. А недавняя премьера «Вызова» на День космонавтики в Кремле еще больше подняла планку и престиж кинопродукта на недостижимый прежде уровень. После всего этого фильм ждали все, в том числе и главная его целевая аудитория – молодежь, тем более что трейлеры, говорят, показывали даже на школьных «Разговорах о важном».

Понятно, что после этого «Вызов» и в нашем городе тоже выпустили самым «широким экраном» – по десятку сеансов в день на каждый кинотеатр, без исключения. Даже в элитном, заточенном под авторское кино, «Ленфильме» он идет. Но залы при этом заполнены довольно плотно. Очередь за билетами обещает, что статистика за первые выходные проката в понедельник будет комплиментарной. Но даже по предварительным ощущениям — заметный ажиотаж. Несложный поиск в интернете показывает, что на завтра билеты уже раскуплены на две трети зала. Такое бывало только до пандемии и на самых популярных кинохитах…

В субботу тоже на мой любимый четвертый ряд в многозальном «Великан-парке» едва нашлись два билета для нас с дочерью. Сына-третьеклассника на этот раз не взяла, ведь фильм категории 12+. И правильно сделала.Кино это серьезное, глубокое, совсем не детское, и эту «взрослость» не умаляют ни заложенный в сценарии о полете врача в космос для спасения жизни гуманизм, ни даже неплохой экранный юмор. При своем немалом, почти трехчасовом хронометраже, фильме оказался нескучен, не затянут, хотя и богат технологическими деталями. Настолько настоящее кино про космос можно снять только в реальном ЦУПе и на реальной МКС, голливудские «павильоны» в качестве декораций по степени подлинности и рядом не стояли. Экранное время вполне грамотно сбалансировано: поделено между головокружительными космическими видами, которые чаще здесь и не спецэффекты вовсе, а натурная съемка, и человеческими историями персонажей. Порой мне вспоминалось отличное спортивное кино «Движение вверх». Спортивные блокбастеры в России «выстрелили» первыми, поэтому и сильное впечатление от них сохраняется, а здесь еще параллель укрепляет то, что как и в «Вызове» ключевую роль играет нервный, очень жесткий, но человечный Владимир Машков. Счет там и там идет на секунды, цена ошибки как наблюдающего «тренера», так и «спортсмена» тоже высока, но в космосе, конечно, гораздо выше, чем в спорте. Поэтому то, что герой Машкова из всех представленных кандидатов-врачей выбирает в итоге женщину-врача выглядит тем более смелым и нестандартным решением.

Цена ошибки в «Вызове» – не проигрыш, не потеря очков и престижа страны, а гораздо выше – человеческая жизнь. Так что гуманизм в чистом виде, а не коммерческая или более того политическая целесообразность, двигают героями.  И зрители тепло отзываются на этот посыл. Очень редко слышу в кинозале аплодисменты, разве что на кинопремьере с участием съемочной группы. Они всегда «знак качества». Но тут они были, даже трижды. В первый раз – когда Евгения Беляева, героиня Юлии Пересильд, со стоящей в невесомости вертикально копной белокурых волос, преодолев все трудности подготовки к полету и к операции на борту, выплывает наконец из доставившего ее на орбиту «Союза МС-19» в российский модуль МКС.

С этого места каждый в зале понимает: мы видим реальные «съемки кино в космосе», первые в истории человечества. Которые сами по себе войдут в анналы, как, скажем, «Прибытие поезда» Братьев Люмьер или наши, сломавшие прежние представления об операторской работе «Летят журавли» Михаила Калатозова. Такое не придумаешь «с нуля» и не заменишь никакими компьютерными спецэффектами. Это настоящее, и ты в этот момент реально ощущаешь гордость за всех нас, причастных к полету в космос первого человека, а теперь и первого киноэкипажа. Чувствуешь сразу и неподдельную, головокружительную невесомость, и легкое, но тоже головокружительное внутреннее торжество. Мол, шах и мат экранной коллективной Сандре Буллок, изображавшей, как выясняется не так уж реалистично, прыжки в невесомости в «Гравитации», а заодно и Тому Крузу  — тот спал и видел стать первым актером в космосе, да не вышло.

Удивительно и непривычно, после всех виденных в кино голливудских «космических одиссей», как плавно на самом деле двигается, даже если очень торопится, чтобы спасти чью-то жизнь, героиня в настоящей невесомости. Как тесна,как забита оборудованием внутри МКС. Говоря об экранном юморе в этом фильме, уместно шутку, озвученную одним и космонавтов, ставших теперь заодно и актером, Антоном Шкаплеровым: «МКС – это еще и «международный космический склад». Другая экранная «цитата», принадлежащая по словам героя еще Сергею Королёву: мол,«Космос не для женщин», в итоге тоже вдруг оказывается шуткой. Не мог же столп русской космонавтики так ошибаться. Видимо, шутил, раз, как оказалось, только женщина-космонавт, и в этом фильме, и в реальности, имеет достаточно мужества, чтобы говорить и делать вещи, мужчинам недоступные. В данном случае – лететь на орбиту почти без подготовки и бороться там за жизнь человека до конца.

Только женщина, причем наша, русская, не утратившая истинной женственности, может такое холодное место, как бескрайний космос, немного согреть и заметно очеловечить. Например, взяв на борт дочкиного мишку, при том, что разрешен лишь килограмм личных вещей. Или надев под скафандр свое любимое зеленое платье «на выход». Тоже отличная киношутка, кстати! Недаром именно в этом месте, когда героиня выходит в открытый космос «пока ЦУП не видит», раздались в зале вторые аплодисменты…

Однако были моменты, когда хлопать совсем не хотелось, а хотелось лишь посильнее сжать подлокотники и даже закрыть глаза. Саспенс, иностранный кинотермин, которому в русском, увы, не нашлось пока адекватной замены (но мы поищем!), то есть экранное напряжение, несколько раз зашкаливало. Дочь моя в соседнем кресле, когда ей было особенно «страшно», а на самом деле – волнительно за героев, даже снимала порой очки. Но надевала обратно, как только герои с невероятно сложной задачей справлялись. Верный признак, что кино о русских космонавтах дотягивает до «мировых стандартов» в этом жанре, даже если нас и пытаются искусственно исключить из кинопроцесса. Замечу в этой связи, что, как стало ясно из натурных съемок на МКС, в космосе Россию при всем желании никто не отменит. Флаги России и идеологических противников на приборных панелях там соседствуют. И, что интересно, урину (в фильме мельком, но показывают то самое приспособление, с  помощью которого космонавты ходят в туалет), перерабатывают в воду именно в американской части МКС.

Есть в фильме и заметная каждому знатоку киноцитата из культового, особенно для питерцев, земляков Балабанова, фильма «Брат 2». Данила Багров, утверждая за океаном«огнем и мечом»  принцип, что не в деньгах сила, а «у кого правда, тот и сильней», поднимаясь для этого по бесконечным пожарным лестницам чикагского небоскреба, читал «Родное»: «Я узнал, что у меня есть огромная семья». В «Вызове» тоже находится место этому вроде бы детскому, но на самом деле знаковому для целого поколения поэтическому тексту. Уходя в наркозное забытье, именно его читает космонавт Олег Новицкий, кстати, Герой России, трижды побывавший в космосе. И ему веришь: у такого сильного и цельного человека, рожденного в 70-х в СССР, и правда может быть такое любимое стихотворение. Добавлю, что «Родное» написано Владимиром Орловым — советским детским поэтом и драматургом из Симферополя, и опубликовано впервые в 1987 году. Тогда же, в 1987 году на космодроме Байконур впервые стартовала новейшая ракета-носитель «Энергия». Самая мощная из советских ракет-носителей и одна из самых мощных в мире Как же все-таки интересно переплетаются линии судьбы и истории…

Но вернемся к впечатлениям о фильме «Вызов». Что в «сухом остатке»? При всех высочайших к нему ожиданиях,он, как и наша космическая программа в целом, не подкачал. Оказался разом масштабным и многогранным: по накалу страстей не уступающим какому-нибудь «Армагеддону», хотя речь здесь не о спасении человечества, но человека. Ведь человек, не мной сказано, — это целая вселенная. Фильм оказался сразу и захватывающим, и зрелищным, и познавательным, и неожиданно романтичным — химия между Юлией Пересильд и еще одним доктором, Милошем Биковичем, так и не побывавшим в космосе, но нашедшим наконец экранную любовь – чувствуется и помогает вернуться нам со звездного неба на Землю и не разочароваться этим возвращением.

Добавлю, что главная «звезда» в этом созвездии блестящих экранных работ «Вызова», Юлия Пересильд — звезда по праву. Если они и не самая выразительная актриса отечественного кино, то уж точно очень красивая и очень целеустремленная женщина. Ведь, как говорится в фильме: «В космос случайных людей не посылают». Она и правда смелая, раз решилась на такое: полет в космос – сам по себе риск, а если за каждым твоим движением ежесекундно еще и камера следит…

Права на второй дубль, на второй шанс, как и у её персонажа, торакального хирурга, у актрисы в космосе нет и быть не может. Это непросто: отработать 12 киносмен в невесомости, где «все летает», самостоятельно гримируясь и управляясь со сложным реквизитом, испытывая все прелести «свободного падения» и перегрузки. Действовать в совершенно новых условиях так было точно, профессионально, изобретательно, безупречно. Все у них, героини и актрисы, в итоге получилось. Так что слава у фильма и его «киноэкипажа» заслуженная. Они, Пересильд и Шипенко и их «Вызов», который был принят и преодолен,останутся в истории, как минимум в истории киноискусства.

И напоследок о том, когда же в зале «Великан-парка» раздались третьи и заключительные аплодисменты«Вызову». Уже прозвучало очень уместное на фоне видов бескрайнего космоса «Покроется небо пылинками звезд». Уже герои благополучно и впечатляюще приземлились, а затем влюбленные трогательно и невероятно романтично поцеловались в лифте… Пошли титры, а некоторые повставали с мест. Но опытные кинозрители, вроде меня, не вставали и ждали финальной «вставки», сцены после титров. Она была и тоже не подкачала.

Герой Александра Балуева, который, очевидно, воплотил на экране экс-главу Роскосмоса и продюсера «Вызова» Дмитрия Олеговича Рогозина, дает интервью журналистам. На вопрос корреспондентки, как они, «главные по космосу», решились отправить для проведения операции в экстремальных условиях, туда, где нет притяжения, женщину-хирурга, наш несравненный киногенерал спокойно и с достоинством отвечает: «Там, где есть русская женщина, всегда есть притяжение».

И не поспоришь. Все так. Аплодисменты.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *