Главная выставка лета в Петербурге знакомит с Африкой

Накануне саммита «Россия-Африка» в Манеже открылась экспозиция работ художников африканского континента.
Выставочный проект «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки» привлек неподдельное внимание горожан. Субботним утром (в будни «Манеж работает с полудня, в выходные – с 11 утра) на входе в Центральный выставочный зал выстроилась заметная очередь. Повезло тем, кто заранее купил билеты онлайн. Они смогли первыми погрузиться в удивительный, объемный, самобытный и яркий мир актуального африканского искусства (и русского – об Африке), которое до сентября заняло два этажа здания на Исаакиевской площади.


«Перевернутое сафари» во многом действительно переворачивает представление о художественном самовыражении континента, который нам теперь становится намного ближе культурно, если и не географически. Организаторы подчеркивают – это первая такая масштабная выставка современного африканского искусства в России. Именно она станет ключевым культурным мероприятием второго саммита африканских государств «Россия-Африка» который пройдет в Санкт-Петербурге 27-28 июля.
Ажиотаж вокруг выставки рожден не только ее новизной и удивительной самобытностью, но и высоким, на уровне мировых стандартов, качеством презентации её необычного материала – каждый, кто на ней уже побывал, обязательно расскажет об этом знакомым.


Но чтобы познакомиться с «Перевернутым сафари» без спешки, потребуется время и терпение: выставка из более чем трехсот работ действительно обширна и разнопланова, если смотреть вдумчиво, не хватит и полутора часов… Для интерпретации и более глубокого осмысления есть возможность взять подсказки у специалистов. Помимо индивидуального посещения в Манеже в дни выставки предусмотрены и групповые экскурсии, в том числе «тет-а-тет» вне рабочих часов музея, и даже пластические медитации под руководством театрального педагога, где искусство предлагается ощутить всеми пятью чувствами…
Но есть на экспозиции строгая академическая часть об истории вопроса. На втором этаже, когда зритель уже захвачен и потрясен многоцветным потоком художественных образов, можно немного отдохнуть глазами на стендах с научными трудами об «Искусстве негров» (так называются дореволюционные издания на эту тему) и «Скульптуре колониальной Африки» (это уже определение советских исследователей). В числе документальных свидетельств в витринах — книги, в том числе иностранные, программные эссе, фотографии хрестоматийных выставок, которые еще в начале XX века открыли западному зрителю своеобразие африканского искусства.


Невероятно разнообразны и художественные формы произведений: живопись, скульптура, фотография, видеоработы и масштабные инсталляции, созданные специально для этого выставочного проекта. К одной из таких инсталляций российской художницы Шузбеки, которая помогает каждому зрителю найти в себе частичку африканского искусства, зрителей подводят буквально за руку волонтеры «Манежа».


Другая инсталляция на тему медитации, ключевой для выставки, безымянный постамент черного гранита на подножии из «живого» белого риса египтянина Армена Агопа встречает посетителей почти на входе. Рис не приклеен, а просто насыпан на пол и за день постепенно расползается из очерченного для него круга по залу…


Немало на выставке и работ российских художников на африканскую тематику: например, выполненный в смешанной технике отчасти анимированный фильм о геологической экспедиции за алмазами.


Небольшие «зрительные залы» у экранов с видеоинсталляциями постоянно переполнены. Стоит заметить и то, что среди посетителей «Петербургского сафари» еще до начала саммита немало африканских студентов, которые учатся в Петербурге. Их восторг от того, что родная для них культура и эстетика перенеслись вдруг в холодную Россию, очевиден и заразителен.
Прийти на выставку и прикоснутся к ярким краскам и необычным техникам представителей африканского континента можно до 3 сентября. Тот редкий случай, когда сафари – не жестокая охота за трофеями, а удивительное путешествие в мир искусства, которое никого не оставляет равнодушным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *