Демпинг, к которому всё чаще прибегают комбинаты социального питания для получения госконтрактов, вынудил Федеральную антимонопольную службу пересмотреть процедуру выбора подрядчиков. Теперь при подведении итогов предпочтение отдаётся качественным критериям, тогда как раньше больший вес имели ценовые показатели.

Этим пользовались многие частные компании в Петербурге. Известны случаи, когда стартовую цену занижали на 60 и более процентов. Будучи руководителем Управления соцпитания, Алексей Барабанщиков активно призывал Смольный к модернизации в отрасли школьного питания. Однако администрация губернатора Александра Беглова не инициировала реформы, хотя часть из них перекликается с тем, что теперь делает ФАС.

Напомним, с начала 2022 года неценовые показатели составляют 60% от итоговой оценки при определении поставщиков в школы и другие бюджетные учреждения. Оставшиеся 40% приходятся на стоимость, предлагаемую участниками конкурса. В предыдущие годы всё было наоборот, из-за чего страдало качество детских обедов.

В 2021 году, например, в Петербурге начался передел рынка соцпитания. Операторы сэкономили на школьниках более одного миллиарда рублей. В результате дети недоедали или питались испорченными продуктами и фальсификатами.

На проблему обращал внимание Алексей Барабанщиков. В одном из интервью он рассказал о рекомендованной цене обедов и завтраков, установленной правительством Северной столицы. Суть в том, чтобы готовые блюда не только содержали нужное количество калорий, но и были полезными. Не менее важно, чтобы они отвечали строгим санитарным требованиям.

«Отсюда требования к качеству продуктов, запреты на ряд блюд и технологий приготовления, отсюда, например, вытекает требование о наличии на столах свежих фруктов. При этом стоимость устанавливается исходя из цен на продукты, затрат на персонал, амортизацию оборудования и так далее», — пояснил Барабанщиков.

При этом он подчеркнул, что комбинаты часто манипулируют ценой ради получения выгодных тендеров. Порядок их проведения регулирует закон 44-ФЗ, согласно которому закупки питания имеют формат конкурсов с ограниченным участием. То есть предприятие сначала должно доказать свою квалификацию и наличие ресурсов для исполнения контракта.

«В рамках конкурсов с ограниченным участием конкурсной комиссией оценивается не только ценовое предложение, но и неценовые показатели, то есть возможности компании исполнить контракт качественно. К сожалению, соотношение ценового и неценового критерия составляет 60 на 40, то есть, демпинг по-прежнему возможен, и мы видим, что многие частные комбинаты прибегают к этому варианту. А дальше получается, что, с одной стороны, бюджет экономит деньги, и это, конечно, хорошо, а с другой – это экономия в тарелке ребёнка», — сказал экс-глава УСП.

Тем не менее Барабанщиков указал, что демпинг не должен выходить за рамки. Организация школьного питания требует от подрядчиков значительных затрат. По словам эксперта, на продукты приходится всего 40% об общей стоимости. Оставшиеся средства идут на зарплату поварам и содержание складов с пищеблоками.

«На чём тут экономить? На зарплатах, чтобы обеды готовили люди без квалификации с соответствующим отношением из-за копеечной зарплаты? Или на логистике, может быть? Пускай продукты возят в обычных грузовых машинах без соблюдения СанПиН и хранят открытым способом на обычных складах. И оборудование пускай не закупают? Невозможно сэкономить в два раза, просто оптимизируя работу с поставщиками, придётся жертвовать качеством», — отметил Барабанщиков.

Интересно, что у бывшего чиновника есть книга, посвящённая проблемам на рынке соцпитания Петербурга. В труде «Школьное питание. Вчера, сегодня, завтра!» содержится критика старой системы закупок, когда основным критерием выбора поставщиков была цена.

«Это самая большая проблема сегодняшней сферы социального питания. Неважно, сколько у тебя поваров, сколько у тебя складских или производственных помещений, какой опыт у тебя работы. То есть этого всего недостаточно, если вместе с тобой выходит на закупку компания, которая использует деньги для достижения своего результата. Которая позволяет необоснованно падать для того, чтобы выиграть и забрать государственный контракт», — написал автор.

Тогда же он предложил способ решения проблемы. По мнению Барабанщикова, нужно вовсе избавиться от ценовых критериев оценки или пересмотреть соотношение цены и качества. Именно этим сейчас занимается антимонопольное ведомство.

Смольный, в свою очередь, не воспринял всерьёз инициативы экс-главы УСП. Впоследствии Барабанщиков публично раскритиковал губернатора Александра Беглова за безразличие, что могло привести к его задержанию.

В ноябре против чиновника возбудили уголовное дело, по мнению многих экспертов, инициированное градоначальником. В том же месяце Барабанщикова уволили с руководящей должности в УСП и отправили в СИЗО.

Не исключено, что губернатор Александр Беглов действовал в интересах «Фирмы Флоридан». Это один из крупнейших комбинатов Петербурга, каждый год выигрывающий большое количество тендеров на обслуживание школ и детсадов, в том числе за счёт демпинга. Раньше на компанию работала невестка Александра Захватова. В определённых кругах он известен как неофициальный представитель главы Смольного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *