В середине мая открылась мини-экспозиция хранящихся в коллекции Эрмитажа костюмов выдающихся российских модельеров Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина, которые один за другим недавно ушли из жизни. Эрмитаж, выставивший в холле своего реставрационно-хранительского центра в Старой деревне коллекцию авторства двух именитых кутюрье, открыл ее и в Интернете. Экспозицию, которая «в живую» доступна самим музейщикам, редким экскурсантам и журналистам, во всех ее роскошных деталях показали в рамках проекта #эрмитаж_онлайн.


В современной комплексе зданий на Старой Деревне (перед которыми только что закончилось благоустройство огромного общественного пространства) работают ученые и реставраторы, а выставочная деятельность для этой площадки Эрмитажа не основная. Исключения редки. Даже в грядущую 20 апреля «Ночь музеев» принимать гостей здесь будут только днем и то по предварительной записи. До пандемии все было подемократичнее. Впрочем, экскурсия и правда интересная: где еще увидишь царские золоченые экипажи, дворцовые мебельные гарнитуры, которым сейчас нет места в Зимнем дворце, иконы, костюмы и многое другое… Но в целом «Эрмитаж — Старая Деревня», в отличие от основных выставочных площадок всемирно известного музея, не так чтобы очень открыт посетителям. Даже местные жители, к которым относится и автор этих строк, попадают внутрь комплекса только по заранее купленным онлайн билетам и в составе организованных групп. Выставка же костюмов Зайцева и Юдашкина стала счастливым исключением. Она не просто была открыта с большой помпой, но и доступна всем – в Интернете.
По словам хранителя коллекции костюмов отдела истории русской культуры Эрмитажа, Нины Тарасовой, данью памяти двум выдающимся модельерам. 12 мая эту точечную выставку в холле реставрационного центра презентовал журналистам лично Михаил Пиотровский. А уже три дня спустя на канале музея на популярной и пока не закрытой в России видеоплатформе, появился подробный обзор мини-выставки, который ведет ее куратор.


— Необычная очень выставка: оперативная, краткосрочная, очень щемящая. Потому что она посвящена памяти ушедших от нас художников: Вячеслава Михайловича Зайцева и Валентина Абрамовича Юдашкина, — начинает свой рассказ Нина Тарасова, который иногда прерывается отголосками настоящей музейной жизни, вроде боя курантов.

По словам хранительницы, Эрмитаж представил все костюмы этих двух кутюрье, которые есть у музея: 18 ансамблей, исполненных в «Модном доме «Слава Зайцев» и одно единственное платье работы Модного дома «Валентин Юдашкин». Каждый из костюмов во время четвертьчасовой видеоэкскурсии, не хуже, чем во время экскурсии настоящей, зритель успевает «обойти», рассмотрев все бесценные детали. Тем более бесценные, что в последний раз, например, костюмы Зайцева показывали зрителям довольно давно, в 2016 году, на выставке, посвященной последним тридцати годам его деятельности.

Уже тогда кутюрье подводил итоги своего творчества, «оглядывался на свою жизнь». А уже после масштабной выставки дочь великой певицы Елены Образцовой подарила Эрмитажу два ансамбля из гардероба своей матери, также исполненные Зайцевым. Благородные ткани, узнаваемые «зайцевские» силуэты видны и здесь, в изделиях «прет-а-порте», то есть «готовых для носки». Впрочем, несмотря на мировую известность Зайцева, даже по костюмам видно – он никогда не отходил от истоков и, как напоминает выставка, именно «русская» тема осталась для него главной. Среди подаренных Эрмитажу моделей, которые теперь можно увидеть на выставке, костюмы из коллекций «Тысячелетие Крещения Руси» и «Русские сезоны в Париже» — последняя и принесла ему мировую славу. Модель из коллекции «Ностальгия» выполнена из ярких павловопосадских платков. Они именно благодаря Зайцеву стали одним из символов русского стиля в мировой моде. Мэтр сделал все, чтобы изменилось само отношение к русскому костюму: из разряда народных промыслов он был возведен в ранг высокого искусства. Павловопосадкая мануфактура именно благодаря Зайцеву продолжает существовать и переживает свое второе рождение, считает эксперт. Кстати, именно за одну из коллекций из павлопосадских платков Зайцев получил Государственную премию Российской Федерации.


Единственное на выставке и в эрмитажной коллекции платье Валентина Юдашкина тоже попало в объектив. Его музей тоже получил в дар в прошлом году от московской «светской львицы» и бизнес-леди Ольги Сыроватской. Наряд, выполненный в 2009 году, отличает безукоризненный и смелый крой, а также трудоемкая ручная вышивка с использованием различных декоративных материалов: от блесток, стекляруса и бисера до страусовых перьев на подоле платья – они до сих пор колышутся, если кто-то проходит рядом, вызвав движение воздуха.


— Здесь можно часами ходить и смотреть, — отмечает Нина Тарасова в видеоэкскурсии, любовно повествуя о каждой попадающей в объектив детали: головных уборах, ручной вышивке, мережках, узорах, тканях, — Диву даешься, каким образом из простых, непрезентабельных на первый взгляд материалов, ведь когда Зайцев творил в 80-х, был ужасный дефицит всего, но ему удавалось сделать такое чудо…
Куратору посчастливилось услышать многие истории о создании костюмов от-кутюр лично от Вячеслава Зайцева во время монтажа выставки 2016 года, и теперь она делится ими со зрителями. Елецкое кружево, сделанное на коклюшках, или индийские пашмины – какими бы ни были основы костюма, в каждом и них безошибочно прослеживается авторский замысел, почерк художника-модельера. Вячеслав Михайлович Зайцев называл свой стиль консервативным, но при этом стилем, который спокойно сосуществует как с прошлым, так и с современностью…


Зрителям же остается присоединиться и вместе с музейщиками отдать дань ушедшим модельерам. Краткая выставка костюмов, которая должна была продлится до двадцатых чисел мая, теперь, благодаря онлайн версии будет доступна гораздо дольше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *