Глава комитета по инвестициям (КИ) Петербурга Роман Голованов рассказал подробности строительства новой многополосной автодороги – Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). По его словам, стоимость проекта оценивается более чем в 200 млрд рублей, хотя не так давно сумма была на 20-30 миллиардов меньше. Голованов подчеркнул, что без финансовой поддержки федеральных властей и инфраструктурных кредитов реализовать проект не получится.

«Капиталоемкость проекта значительная. Как я уже обозначил, общая стоимость реализации всей протяженности ШМСД – свыше 200 млрд рублей. Она будет платной магистралью. Даже наши прогнозы по выручке, которая будет генерироваться на этой магистрали, не позволят вернуть столь масштабные инвестиции. <…> Поэтому мы планируем получить свыше 130 млрд рублей федеральной поддержки в разной форме», — заявил Голованов.

Глава КИ отметил, что стоимость проезда по ШМСД будет рассчитываться по аналогии с ЗСД. Данная экономическая модель неоднократно критиковалась, так как она нагружает город ненужными кредитными обязательствами. Западный скоростной диаметр строился как инвестиционный проект по концессии (разновидность ГЧП). Когда дорога была построена, ее эксплуатантом и концессионером стала компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). В ее ведении находится учет проезжающего транспорта и определение тарифов проезда по ЗСД. Компания и город заключили соглашение о минимально гарантированной прибыли для концессионера, согласно которому власти должны компенсировать инвестору недополученную прибыль. В результате с момента открытия ЗСД компания неоднократно обращалась к Смольному за выплатами, которые ежегодно варьируются от 3 до 6 млрд рублей.

Вышеупомянутое соглашение о минимально гарантированной прибыли является коммерческой тайной, отмечают журналисты. Точно неизвестно, какой объем средств прописан в соглашении. Таким образом МСС может оперировать данными и повышать тарифы, объясняя это недополучением прибыли. Так, еще в 2020 года МСС повысила тариф, в результате чего на разных участках магистрали стоимость проезда выросла от 16 до 50%. В конце этого же года тарифы снова поднялись на 10%.

Сложившаяся ситуация привела к острому обсуждению проблемы в ЗакСе. В ходе заседаний по реализации городского бюджета депутаты критиковали непрозрачность выбранной экономической модели и отмечали возможную неправомерность запрашиваемых компенсаций у города. Петербуржцы также высказывали недовольство касательно «теневого тарифообразования» на трассе. Ситуацией заинтересовались в прокуратуре и УФАС Петербурга, однако изменить ее так и не удалось.

В 2020 году проблема усугубилась, поскольку Смольный передал обязательства по выплате компенсаций по ЗСД компании АО «ЗСД». Для этого ей пришлось открыть кредитную линию в «Евразийском банке развития», в результате чего средства стали запрашиваться у банка в обход петербургских властей и без надлежащего контроля со стороны ЗакСа, что привело к еще большей непрозрачности.

Если подобная модель будет применена к ШМСД, в городе появится очередная дорога с бесконтрольным повышением цен. А если будет использована схема привлечения банковских кредитов, городу вдобавок придется выплачивать дополнительные проценты. Такая схема удобна бизнесу, но противоречит интересам горожан. Петербуржцам остается лишь надеяться, что скандальность ЗСД послужит примером для выбора другой, более прозрачной экономической модели.

 10,226 total views,  4 views today

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *