Серов Иван Александрович — это, без всякого сомнения,  одна из самых загадочных личностей в истории отечественных органов государственной безопасности. Серову приписывают депортацию десятков тысяч представителей «неблагонадежных» национальностей, а также внесение в число «врагов» СССР лиц, с которыми у Серова были свои личные неприязненные отношения. Однако, как и всегда, нельзя изучать историю только в черно-белых тонах.

Родился И.А. Серов 12 августа 1905 года в семье зажиточных крестьян в деревне Афимское Кадниковского уезда Вологодской губернии.

Окончил в 1923 году начальное образование в городе Кадников и тогда же вступил в комсомол.

В 1925 году был призван в ряды Красной Армии и направлен курсантом на учебу в Ленинградскую пехотную школу. В июне 1926 года вступил в ВКП(б).

После окончания пехотной школы был назначен на должность командира взвода одного из полков, дислоцировавшихся в Северо-Кавказском военном округе. В 1931 году — слушатель Артиллерийских курсов усовершенствования командного состава (Ленинград). С сентября 1931 по март 1934 года Серов командовал топографической батареей одного из полков Северо-Кавказского военного округа. С марта 1934 года по январь 1935 года —исполняющий обязанности начальника штаба артиллерийского полка 24-й стрелковой дивизии в Украинском военном округе.

В январе 1935 года направлен на учёбу в Военно-инженерную академию, а с  мая 1936 года переведён в Военную академию РККА им. М. В. Фрунзе, которую окончил в январе 1939 года.

По окончании академии, в феврале 1939 года, направлен на службу в центральные органы НКВД СССР. С февраля 1939 года занимал должность начальника Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР (по 29 июля 1939).

Очень скоро он был назначен заместителем начальника ГУ госбезопасности НКВД СССР, который тогда возглавлял В. Меркулов. В сентябре 1939 года Серов стал Наркомом ВД Украинской ССР и принял участие в присоединении территории Западной Украины к Советскому Союзу в соответствии с секретным протоколом к пакту Молотова-Риббентропа.  Тогда же Серов был избран членом ЦК и Политбюро ЦК компартии Украины. В этот период он познакомился с Г. К. Жуковым, который на тот момент командовал Киевским особым ВО.

С июля 1941 года по февраль 1947 года заместитель Народного комиссара (с марта 1946 года — министра) внутренних дел СССР.

В годы Великой Отечественной войны одновременно — начальник охраны тыла Московской зоны (октябрь 1941 — февраль 1942), член комиссии ГКО СССР по организации обороны Северного Кавказа (1942), один из основных исполнителей решения о депортации народов Северного Кавказа (1944). С августа 1941 года — член Военного Совета ВВС НКО СССР.

Один из организаторов партизанского движения в СССР, истребительных отрядов. Решением ГКО СССР от 8 октября 1941 года был назначен руководителем «пятёрки», созданной для минирования и уничтожения важных объектов Москвы в случае сдачи города. По решению И. В. Сталина должен был остаться в оккупированной Москве нелегальным резидентом НКВД.

В апреле-мае 1942 года был командирован на Крымский фронт, где принимал непосредственное участие в боевых действиях. В августе — декабре 1942 г. участвовал в обороне Кавказских перевалов, был ранен и контужен. За проявленное мужество и отвагу 13 декабря 1942 г. награждён орденом Ленина.

В годы Великой Отечественной войны выполнял многие ответственные задания ГКО СССР и лично И. В. Сталина. Выезжал в блокадный Ленинград, осаждённый Сталинград. Руководил борьбой с бандподпольем на Северном Кавказе, в Калмыкии, в Белоруссии. В августе 1943 года организовывал единственную поездку И. В. Сталина на фронт, в ходе которой три дня находился вместе с ним.

Непосредственный участник взятия Берлина. Участник церемонии подписания капитуляции Германии 8 мая 1945 г. «За героическое и мужественное руководство наступательными операциями при взятии г. Берлина» 29 мая 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.

С июня 1945 года на ответственных постах на территории Германии — заместитель Главноначальствующего Советской военной администрации Германии по делам гражданской администрации и уполномоченный НКВД СССР по Группе советских оккупационных войск в Германии.

Через несколько месяцев его назначили членом Спецкомитета по реактивной технике при Совмине, в составе которого он сыграл важную роль в розыске немецких ученых, занимавшихся в годы войны созданием ракет. Серов лично организовывал их вывоз в Советский Союз.

С февраля 1947 года по март 1954 года — первый заместитель Министра внутренних дел СССР. В марте — июне 1952 года руководил строительством Волго-Донского канала. За умелое руководство и сдачу канала в срок 19 сентября 1952 года награждён орденом Ленина.

6 марта 1953 года был назначен руководителем штаба по обеспечению порядка в Москве в связи с похоронами И. В. Сталина.

С марта 1954 года — первый Председатель Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, один из наиболее близких соратников Н. С. Хрущёва.

Был одним из инициаторов массовых реабилитаций жертв сталинских репрессий. 19 марта 1954 года наряду с Генеральным прокурором, министрами внутренних дел и юстиции СССР направил в Президиум ЦК КПСС докладную записку о массовом пересмотре дел осуждённых за «контрреволюционные преступления».

Сыграл важную роль в удержании власти Н. С. Хрущёвым на июньском и октябрьском 1957 года Пленумах ЦК КПСС. В октябре-ноябре 1956 года находился в Венгрии, один из ведущих руководителей подавлении Венгерского восстания, руководил арестами участников восстания Венгрии, а позднее — созданием новых органов безопасности.

С 10 декабря 1958 года — начальник Главного разведывательного управления — заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых сил СССР, назначен в связи с необходимостью «…укрепления руководства ГРУ», с «сохранением за ним материального содержания, получаемого по прежней работе». Не был избран делегатом на открывшийся в октябре 1961 г. XXII съезд КПСС.

2 февраля 1963 года снят с должности начальника ГРУ Генштаба в связи с «потерей бдительности» (был разоблачён агент американской и британской разведок, полковник ГРУ Олег Пеньковский). Именно этот момент можно назвать точкой невозврата в стремительной карьере И.А.Серова. Выяснилось, что в свое время Пеньковского собирались уволить, но на его защиту стал Серов, считавший его ценным специалистом. Кроме того, стало известно, что шпион был частым гостем в доме генерала и общался с его женой и дочерью.

В феврале 1963 года Серова назначили помощником командующего войсками Туркестанского военного округа по военным учебным заведениям, что означало понижение по службе, а через месяц его и вовсе разжаловали в генерал-майоры, лишив звания Героя Советского Союза с формулировкой «за притупление политической бдительности».

В 1964 году Иван Александрович написал заявление в Президиум ЦК КПСС, в котором посетовал на то, что его 42-летняя служба партии и Отечеству была перечеркнута из-за единственной ошибки. Письмо произвело прямо противоположный эффект: весной следующего года его исключили из КПСС и отправили в отставку за «нарушения социалистической законности и использование служебного положения в личных целях»

В дальнейшем  Серов неоднократно предпринимал попытки получить реабилитацию в глазах общественности, восстановление в КПСС, возвращение звания генерала армии и Героя Советского Союза. Эти вопросы так и не были рассмотрены в советских инстанциях.

В июле 1990 года И. А. Серов после продолжительной болезни умер в Красногорском военном госпитале. Его похоронили на кладбище села Ильинское Московской области.

Известно, что И.А. Серов тайно вёл дневники ещё с 1939 года, когда впервые появился на Лубянке. После отставки генерал продолжал писать и завершил мемуары, которые были спрятаны автором на его даче в подмосковном Архангельском. О том, что Серов пишет воспоминания, в 1971 году свидетельствовал и тогдашний председатель КГБ Юрий Андропов. Разумеется, с учётом специфики деятельности Серова о публикации его дневников тогда в СССР речи быть не могло. В мемуарах Серова глазами участника и свидетеля описаны тайны исторических событий сталинской эпохи, в частности депортации репрессированных народов, ликвидации иностранных граждан в застенках НКВД, судьбы Рауля Валленберга, операций советской внешней разведки и другие.

В 2012 году при сносе стены в гараже на даче Серова в Красногорском районе Подмосковья его внучкой Верой Владимировной Серовой, по её версии, были обнаружены два замурованных чемодана с дневниками Серова. Оригиналы внезапно найденных рукописей Серова после их обнаружения никому из независимых исследователей не показывались, государственную экспертизу бумаги не проходили, что породило сомнения в их подлинности. Доступа к оригиналам документов Серова для учёных и экспертов в настоящее время не предусмотрено, нынешнее местонахождение подлинников, являющихся собственностью наследников Серова, засекречено.

 3,028 total views,  2 views today

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *