Разделение регионального ВООПИиК на две организации подчеркнуло разность интересов чиновников и горожан.

В Петербурге появилась новая организация, занимающаяся защитой культурного наследия. В состав «Старого Петербурга» вошло бывшее руководство петербургского отделения ВООПИиК. Активисты оказались исключены из организации после перевыборов руководящего состава, инициированных Президиумом Центрального совета ВООПИиК. Раскол произошел из-за различий подхода к градозащите.

Исключенные из ВООПИиК члены президиума петербургского отделения объединились, чтобы продолжить общественную деятельность. На организационном собрании, состоявшемся 14 сентября в музей-квартире Иосифа Бродского в Доме Мурузи, они учредили «Общество защиты памятников «Старый Петербург». По словам активистов, название отсылает к старейшим градозащитным структурам города, созданным в первой трети XX века.

Напомним, что мест в крупнейшей российской градозащитной организации они лишились после выборов, объявленных Центральным советом. Известных активистов обвинили в деятельности, дискредитирующей общество, однако сами они считают, что ситуация сложилась ровным счетом наоборот. Появление новой структуры они объяснили желанием заменить «дискредитировавший себя ВООПИик».

Председателем организации был избран историк и краевед Александр Марголис, в прошлом возглавлявший петербургское отделение ВООПИиК на протяжении 15 лет. Председателем совета «Старого Петербурга» назначен Михаил Мильчик, а его заместителями градозащитники Сергей Васильев и Александр Кононов. В общей сложности в совет вошли 40 человек, включая депутатов, историков, архитекторов, археологов, экскурсоводов и др.

В это время ВООПИиК с обновленным руководством в основном сосредоточен на просветительской деятельности. По мнению экспертов, раскол спровоцирован именно активной градозащитной деятельностью – отдельные участники регулярно вступали в конфронтацию со структурами Смольного, в частности с КГИОП. Текущее руководство ВООПИиК напротив, старается сотрудничать с комитетом.

Параллельно развивается история судебных тяжб активистов с КГИОП по делам о сносе исторических построек. Скандал достиг такого размаха, что привлек внимание председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Речь идет о демонтаже Дома Салтыковой, здания бывшего Манежа Лейб-Гвардии Финляндского Полка и других построек, а также нападении представителей застройщиков на активиста Олега Мухина.

Ранее градозащитники жаловались во все возможные инстанции на массовый снос дореволюционных построек. После экспертизы КГИОП дома вдруг «омолаживались», что давало девелоперам право сносить их, как не имеющие историческую ценность. Комитет отказывал зданиям в статусе памятников или объектов культурного наследия, от сноса их защищала только дата постройки.

В то же время ситуация с Домом Салтыковой Е.П. дала активистам повод думать, что постройки под защитой КГИОП защищены еще хуже, чем обычные старые здания. Особняк на Большой Морской улице, д. 51А является объектом культурного наследия регионального значения. Два года назад здание передали инвестору под реконструкцию в гостиницу, однако по факту компания начала снос внутренних флигелей. Отреагировали на ситуацию не те, кто должен защищать ОКН, а градозащитники и следователи.

На фоне сложившейся ситуации сомнительным выглядит одно из крупнейших достижений КГИОПа этого года. В июне инвестора нашли для одного из проблемных исторических объектов – архитектурного ансамбля XVIII века Конюшенное ведомство. Здание на берегу Мойки построили при Петре I по образу европейских царских конюшен. В 2010 году постройку закрыли на реконструкцию в элитный отель. Однако вместо обновления Конюшенное довели до аварийности.

Именно плачевное состояние привело к тому, что вместо концессии здание отдали инвестору по программе льготной аренды «Рубль за метр». Примечательно, что контракт получила не местная фирма, а московская, хотя петербургский бизнес неоднократно предлагал помощь в восстановлении Конюшенного. Из предложенных проектов горожанам и активистам больше импонировало выставочное или общественное пространство, в то время как проект гостиницы получил много критики. Теперь же в КГИОП заявляют о «любой коммерции». С учетом того, что новый инвестор специализируется на торговле продуктами, размышления о будущем Конюшенного безрадостны.

Новое градозащитное общество собирается развивать все направления работы от юридической до научно-исследовательской. А также сотрудничать с общественностью, экспертами и бизнесом. Также, несмотря на разногласия, активисты планируют выстраивать диалог и со структурами власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *